Плановые проверки предпринимателей и организаций

Проведение плановых проверок предприятий и предпринимателей проверяющими инстанциями, регламентируется Федеральным Законом за № 294 (далее – ФЗ № 294) с изменениями и дополнениями.

Плановые проверки проводят контролирующие (надзирающие) государственные и муниципальные органы. Это и налоговые органы, Роспотребнадзор, МЧС, миграционная служба, органы санитарного контроля, инспекции по труду и т.д.

Все проверяющие инстанции (за исключением налоговых органов), в обязательном порядке согласовывают свои ежегодные планы намечаемых проверок с Генеральной прокуратурой (в соответствии с гл.2, статьи 9.7 ФЗ № 294). Органы прокуратуры регулируют и координируют мероприятия по составлению сводного плана проверок на предстоящий год и до конца текущего года размещают его на своем официальном сайте.

Более подробная информация о конкретных плановых проверках публикуется на сайтах соответствующих контролирующих органов.

Плановые проверки предпринимателей и организаций

Плановые проверки бывают двух видов: документарные и выездные. Они различаются местом проведения и предметом проверки.

- Документарная проверка проводится в контролирующем ведомстве. Ее задача – проверка информации, предоставленной предпринимателем и наличие всех необходимых документов.

- Выездная проверка проходит на месте нахождения предприятия и проводится в случае, когда нужны сведения, которые невозможно получить при документарной проверке. В этом случае проверяются и документы, и другие аспекты деятельности предприятия:

  • соответствие его реальных работников списочному составу;
  • в каком состоянии находятся используемые территории, и находящиеся в аренде или собственности предприятия здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, транспортные средства;
  • соответствие производимых и/или реализуемых товаров (работ, услуг) нормативным актам;
  • и т.д.

За исключением сфер предпринимательской деятельности, перечень и периодичность плановых проверок которых устанавливается Правительством РФ, плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в 3 года (статья 9.2 закона). За исключением предпринимателей, ведущих деятельность в области здравоохранения. образования, в соцсфере, в теплоснабжении, в электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности. В этих сферах законом (статья 9.9) допускается проводить плановые проверке два и более раз в три года.

Сроки проведения плановых проверок законодательно установлены 13 статьей закона. Согласно пунктам 1, 2, и 3 плановая проверка не может длиться более двадцати рабочих дней.

Общий срок проведенных плановых выездных проверок за один календарный год не может превышать:

  • пятидесяти часов для малых предприятий;
  • пятнадцати часов для микропредприятий (количество работников не более 15 человек).

Срок документарной проверки продлевать нельзя. А вот выездная плановая проверка может быть в исключительных случаях продлена руководством контролирующей организации еще на срок до 20 дней, а для малых и микропредприятий до 15 часов.

Плановые проверки предпринимателей и организаций

Для каждого представительства или филиала юрлица, которые осуществляют деятельность на территориях разных субъектов РФ, устанавливается индивидуальные сроки проверок, при этом общее время всех проверок не может превышать шестидесяти рабочих дней.

Уведомление о плановой проверке должно быть сделано органом госнадзора не позднее 3-х дней до начала ее проведения, например, заказным почтовым отправлением с уведомлением о доставке или иным доступным средством уведомления.

Порядок организации проверки

  1. Для осуществления плановой проверки предпринимателю должны прислать уведомление о проверке за три дня до ее начала. В уведомлении должны быть указаны: номер приказа, по которому назначена проверка, ФИО проверяющих, их должности, сроки проверки в виде «с такого-то числа по такое-то число».
  2. Прежде чем приступить к проверке, проверяющие должны предъявить свои документы, служебные удостоверения, подтверждая свои полномочия.
  3. Проверяющие обязаны предъявить уполномоченным представителям проверяемой организации копии распоряжения или приказа, заверенные печатью.
  4. По окончании проверки должностные лица контролирующего органа составляют акт установленной формы в 2-х экземплярах. Один вручается представителю субъекта предпринимательской деятельности под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Пользовательское соглашение.