Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях
Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях позволяет создать достоверную информацию о текущих активах и обязательствах данного учреждения, а также о всем наличествующем имуществе и финансовых результатах. Эти данные нужны руководителю учреждения, собственникам, учредителям и возможным инвесторам.
Ведение бухучета образовательного учреждения дает полный контроль над исполняемыми доходами и расходами, приводит их в соответствие с законодательными актами Российской Федерации и позволяет выявить дополнительные резервы финансовой устойчивости и предотвратить появление негативных результатов.
Организация бухучета в образовательном учреждении.
Главное ответственное лицо в образовательном учреждении – его руководитель. Причем неважно, кто занимается конкретно бухучетом, несет ответственность все равно директор, что регулирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
Данный закон подразумевает, что руководитель образовательного учреждения несет полную ответственность за соблюдением законодательных норм при исполнении всех хозяйственных операций, оформлением их на бумаге, а теперь уже и в компьютере. Также директор отвечает за своевременную сдачу документации в контролирующие органы.
Закон позволяет руководителю лично вести документацию, но на практике этого никто не делает – у директора детского сада или школы хватает других забот. Поэтому перед руководством учреждения два пути: ввести в штат бухгалтера или бухгалтерскую службу; заключить договор с централизованной бухгалтерией (ЦБ), полностью отдав ей ведение бухучета.
Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях
Второй путь кажется более приемлемым – ЦБ будет вести все документы, там работают профессионалы, которые в курсе всех вносимых законами изменений и т.д. Но есть и недостатки такого удаленного бухучета. Обычно ЦБ располагается вдалеке от образовательного учреждения, у ее сотрудников в ведении много других бюджетных организаций, и добиться быстрой консультации с бухгалтерами проблематично, несмотря на их высокую квалификацию. Поэтому бывает, что неправильно оформленные документы, присланные из ведомого учреждения, отправляются назад без объяснения причин – бухгалтеру просто некогда, а на месте предстоит непростое выяснение причин отказа.
В идеале, сотрудник ЦБ должен на месте проводить консультации и разъяснительную работу с примерами, как правильно заполнять документацию, но все упирается в занятость бухгалтера ЦБ и редкие посещения подопечных.
Гораздо удобнее для руководителя и всех специалистов образовательного учреждения ввести в штат одного бухгалтера или бухгалтерского отдела, в зависимости от объемов отчетности. Бухгалтерский отдел чаще всего состоит из двух сотрудников, из которых один – главный бухгалтер, второй – бухгалтер-кассир.
Так как все документы формируются в учреждении, облегчается контроль над всеми оказанными услугами, и директору проще проследить за тем, что формирует расходную часть.
Введение в штат бухгалтера или бухгалтерского отдела позволяет руководителю образовательного заведения спокойно «пережить» проверку КРУ.