Камеральная проверка
Камеральная проверка, для начала проведения которой не требуется особого решения руководителя налоговой инспекции, осуществляется по месту нахождения налогового органа. Подобная процедура касается исключительно проверки предоставленной налогоплательщиком декларации, а именно правильности начисления и уплаты того или иного налога. Инспекторы вправе затребовать документы, которые подтвердят точность отраженных в декларации данных. Проверяются все предоставляемые налогоплательщиком декларации или расчеты.
Выездная и камеральная налоговая проверка ООО. Что это и как себя вести?
Как вести себя при камеральной проверке?
- Предоставляйте только документацию, имеющую отношение к проверяемой декларации. Не отдавайте оригиналы, достаточно будет ксерокопий.
- Проверяющие не в праве требовать документы, которых у организации нет и которые она не обязана вести.
- Желательно, чтобы запрос на предоставление документации был оформлен в письменном виде и в нем указывался перечень конкретных документов.
- Закон не обязывает вас повторно предоставлять документы, с которыми инспекторы уже знакомились.
- При передаче документов инспектору, составляйте опись в двух экземплярах с полным перечнем всей передаваемой документации. Один экземпляр с отметкой о приеме документов останется у вас.
- И последнее, если по результатам проверки вас оштрафовали, не торопитесь платить штраф. ИФНС в любом случае будет вынуждена подавать в судебные инстанции, и вопрос, возможно, разрешится в вашу пользу.
Выездная проверка
Выездная проверка проводится по месту нахождения организации. Если налогоплательщик не может по каким-либо причинам предоставить помещение для проверяющих, то проверка может проходить на территории налоговой инспекции. Предметом является проверка правильности начисления и уплаты одного или нескольких налогов за конкретный период.
Проверка может проводится за период, не превышающий 3 лет, которые предшествуют моменту вынесения Решения о проведении проверки. При этом налоговая инспекция не вправе проводить повторные проверки по одному налогу за один и тот же период. Проверка может длиться в течение 2 месяцев, но возможно ее продление или приостановление.
Последствия проверки могут быть весьма серьезны для организации: начиная от штрафных санкций, блокировки расчетного счета, и заканчивая остановкой коммерческой деятельности компании.
Выездная и камеральная налоговая проверка ООО. Что это и как себя вести?
Несомненно, выездная проверка вызывает стрессовое состояние у всех сотрудников организации. И не сколько это связано с тем, что во время этой процедуры сотрудники бухгалтерии отвлекаются от выполнения своих профессиональных должностных обязанностей, которых никто не отменял. По большей части это связано с необходимостью выполнения требований проверяющих, включая массовое копирование документации, предоставление письменных пояснений, справок, подготовки регистров бухгалтерского и налогового учета и прочее.
Как вести себя при выездной проверке?
1. Для взаимодействия с инспекторами нужно назначить сотрудника, которому будут передаваться требования и документы. Желательно, чтобы сотрудник был морально устойчив и адекватен, имел представление о налогообложении, был знаком с процедурой прохождения налоговых проверок. Не допускайте контакта по рабочим вопросам с проверяющими других сотрудников, только в исключительных случаях. К таким случаям относятся ситуация, когда инспекторы хотят получить информацию от конкретного человека, компетентного в каком-либо вопросе.
2. Не следует передавать документы проверяющим по их устной просьбе. Инспекторы должны требовать предоставление документации в письменном виде. Передавайте только копии и не ранее указанного срока. Передавать оригиналы следует только после получения Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами.
3. Общаться с налоговиками следует дружелюбно. Будет отлично, если есть возможность организовать совместные обеды или чаепития с проверяющими, в ходе которых можно узнать, что их заинтересовало, и соответственно, успеть оперативно отреагировать.
Вообще, вся линия поведения с проверяющими должна выстраиваться таким образом, чтобы у налоговиков сложилось впечатление, что у вас отличная компания, открытые к контакту сотрудники. Но при этом вы знаете свои права и обязанности, и хотите, чтобы проверка проходила исключительно в рамках закона.