Бухгалтерский учет ИП на ЕНВД
С 1 января 2013 вступил в силу новый №402-ФЗ о бухучете. В нем напрямую объявлено, что с этой даты бухучет должны вести все субъекты рынка, от формы собственности независимо.
Но есть маленькое исключение: индивидуальные предприниматели, которые ведут в установленном Законами РФ порядке учет доходов и расходов, от ведения бухучета могут отказаться.
ИП, которые на упрощенке, сразу поняли: это о них.
Предпринимателям, находящимся на общей системе налогообложения тоже повезло, причем вдвойне. Оказалось, им достаточно вести утвержденную Минфином Книгу учета. Вместе с тем они являются плательщиками НДС, по причине чего крупный и средний бизнес не смотрит на них как на врагов народа, в отличие от прочих «малышей», и охотно ведет с ними сотрудничество.
Бухгалтерский учет ИП на ЕНВД
«Вмененщики» около года после выхода нового закона (декабрь 2011) были в прострации. Ведь они никакого учета расходов и доходов не ведут. А значит – нанимай бухгалтера? А по какой статье отнести деньги, идущие на личное потребление? Такого в форме 2 нет. Неужели считать это зарплатой и повторно, после уплаты ЕНВД, начислять на нее подоходный и страховые взносы?
Но нашлись умные люди, которые доказали, что расчет вмененного дохода (да, да – те самые, какая площадь вашего ларька и т.п.) – это и есть тот самый учет доходов и расходов. Пусть предполагаемых, но закон не обязывал их делать иного. Просто по инерции мышления от большинства людей ускользнуло, что объект налогообложения в данном случае – вовсе не квадратные метры, а тот доход, который потенциально на них можно получить. Так же как все бухгалтеры знают, что такое НДС. Но попроси любого из них объяснить, что такое сама добавленная стоимость, на которую платится налог – будет в полном недоумении.
В итоге Минфин вынужден был согласиться с доводами, и 13.08.12 разослал по налоговым инспекциям письмо № 03.11.11/239, где прямо сказано, что плательщики ЕНВД от ведения бухгалтерского учета освобождаются.
Бухгалтерский учет ИП на ЕНВД
Казалось бы, на этом в статье можно поставить точку, и больше не брать себе в голову подобные проблемы. Однако есть несколько «но».
Во-первых, если законодатель написал в №402-ФЗ, что все вести бухучет обязаны, не значит ли это, что последовавшие за этим исключения – временны? Что наступит момент, когда учет должны буду вести действительно все?
Во-вторых: а вам самому не интересно, как формируются доходы, куда идут расходы предприятия? Это сегодня вы один и все товары и рубли помните наизусть. Завтра наймете первого работника, второго, третьего… Сам уже справляться не будете, придется пригласить наемного директора. В законодательстве РФ нет ни одного пункта, который мешал бы вам стать миллиардером, оставаясь ИП. Не будете вести учета, сами запутаетесь. Государство дало вам время изучить основы бухгалтерии. Пользуйтесь этим, пишите отчет сами, пусть первоначально с ошибками. Пока они вам ничем не грозят, это вроде школьных упражнений. Если дела пойдут успешно, и вы вдруг нащупаете золотую жилу – эти познания вам будут очень кстати.
И главное соображение: банки. Если потребуется кредит, чем вы докажете, что сможете его вернуть? Здесь и понадобятся справки из налоговой инспекции, заверенные копии отчетов и т.п. Без них ваш бизнес-план никто всерьез читать не будет. А если речь пойдет об иностранных инвестициях – тем более. И будет очень обидно за упущенные годы.